«Нарост»

Отправлено 18 дек. 2018 г., 03:32 пользователем Редактор   [ обновлено 9 сент. 2019 г., 00:03 ]

Президент России Владимир Путин назвал "полной чушью" включение Свидетелей Иеговы в список экстремистских организаций… На протяжении многих лет прослушивание телефонных разговоров, перлюстрация писем и другие методы широко использовались сотрудниками КГБ по всей стране. Иногда они тайно устанавливали подслушивающие устройства в домах ответственных братьев. Григорий Сивульский, который во времена запрета 25 лет прослужил областным надзирателем (в церковной иерархии Свидетелей Иеговы соответствует сану епископа. – С.Р), вспоминает, как в 1958 году он обнаружил такое устройство у себя на чердаке: "Мы жили на окраине сибирского города Тулун на втором этаже двухэтажного дома. Однажды, придя домой, я услышал на чердаке шум от дрели. Я понял: чтобы слышать наши разговоры, кагэбисты устанавливают на чердаке жучки — их излюбленный метод. Бо́льшую часть литературы мы хранили на чердаке и в карнизе под крышей дома.

Вечером, когда собралась вся семья, я рассказал о своих подозрениях, и мы договорились пока не разговаривать дома о делах собрания. Мы включили радио, сделали звук погромче и оставили так на всю неделю. В конце той недели мы с братом полезли на чердак и нашли провод, по которому добрались до жучка. Провод проходил между двумя рядами досок, огибал карниз и тянулся прямо в кабинеты КГБ. Не было сомнений: они всё записывали, но на этот раз только радиопередачи (Из воспоминаний Павла Сивульского. https://www.sibreal.org/a/29621826.html ).


Пятоха Иван Петрович1, 1922 года рождения, украинец, беспартийный, грамотный, женат, проживает в г. Биробиджане, работает столяром на мебельной фабрике. В прошлом дважды судим: в 1944 году Волынским облсудом за уклонение от призыва в Советскую Армию на почве своих иеговистских убеждений; в 1946 году – Свердловским облсудом по ст. 58-10 ч. 2 УК к 10 годам ИТЛ за иеговистскую деятельность. Меру наказания отбыл с зачетом рабочих дней.

Пятоха Николай Петрович2, 1926 года рождения, украинец, беспартийный, холостой, образование 7 классов, проживает в г. Биробиджане, работает станочником на заводе «Металлоизделий». С 1943 года является членом антисоветского иеговистского подполья на территории Волынской области, занимает в нем руководящее положение, именуемое «Слуга центра по краю России». В своей деятельности руководствовался «Организационными указаниями Бруклинского иеговистского центра» и, по непроверенным данным, якобы имел письменную связь с Лодзинским иеговистским центром. В 1950 году за антисоветскую иеговистскую деятельность Волынским облсудом был осужден к 25 годам ИТЛ. В 1954 году по состоянию здоровья из заключения освобожден.

Кузьмик Степан Антонович3, 1928 года рождения, украинец, беспартийный, холостой, грамотный, проживает в г. Биробиджане, работает плотником на заводе «Металлоизделий». В сентябре 1956 года прибыл в г. Биробиджан из заключения. По убеждению ярый иеговист, готовый уйти вновь в лагерь заключенных, лишь бы не служить в Советской Армии. Выступал связником между Пятохами и иеговистами, проживающими в Иркутской области.


"... По возвращении из лагерей Пятоха Иван, Пятоха Николай и Кузьмик Степан от своих прежних иеговистских взглядов не отказались, продолжают совместно развертывать иеговистскую деятельность, … после освобождения из заключения обосновались на жительство на Дальнем Востоке, исходя из своих далеко идущих враждебных расчетов. Они считают, что здесь для их иеговистской деятельности имеется больше, чем где-либо, возможностей.

Так, Пятоха Иван по поводу своего решения остаться на жительство в г. Биробиджане ... заключенной Соколенко Пелагее, отбывавшей срок наказания в лагерях г. Хабаровска, 08.11.1955 года сообщал:

«... Я с Николаем имеем право ехать на Родину, но не едем... Там уже обработаны люди, да еще не всех оттуда сюда перевезли... Пусть остаются, а мы будем тут, где еще, как Павел говорил, никто не трудился...».

… ПЯТОХИ поддерживают обширные ... связи с иеговистами, в основном отбывшими или отбывающими наказание за антисоветскую иеговистскую деятельность. Таких связей зафиксировано более 70 человек. Основные из них находятся в Иркутской области – 21 человек, и в Волынской области – 12 человек. По 1-2 связи имеют и в других областях Союза, а именно: Казахской ССР, Коми, Мордовской и Бурят-Монгольской АССР, Хабаровском крае, Магаданской, Кемеровской, Карагандинской, Ворошиловградской, Южно-Казахстанской, Закарпатской, Житомирской, Молодечинской, Львовской, Амурской областях и в г. Запорожье.

... Свои связи ПЯТОХИ призывают к активной деятельности и борьбе за создание так называемого теократического государства, рекомендуют необходимую литературу и предлагают конспиративные методы распространения иеговизма, указывают на необходимость организованной антисоветской деятельности.

Так, например, отбывающему наказание в лагерях поселка Усть-Неры Якутской АССР Георгица П.М. Пятоха Иван 05.04.1956 года сообщал:

«... Свидетели Иеговы желают провозгласить правление Теократии через управление Христа и примирение людей с богом. Мы не должны стоять на месте, мы желаем в спорной проблеме всегда стоять на стороне Бога Иеговы, а все легкомысленные и недоверки к великому плану Бога Иеговы станут на стороне Сатаны...».

… 04.01.1956 г. спецпоселенке-иеговистке Зиминского района Иркутской области Озорко С.В. Пятоха Николай излагал:

«... Поселившись тут, мы нашли сектантов. Они все признают нас братьями. Чтобы не восстановить их против себя, мы работаем очень осторожно. Полезного терпения у нас хватит, и многому они уже научились. ... Имеем кое-какие участки, которые нужно обслуживать регулярно. Не упускайте этого из виду. Мы зависим целиком от вас, а вы знаете от кого».

Мать братьев Пятох – Евгения Петровна, также являющаяся убежденной иеговисткой, жителя Иркутской области Целюх В.К. 06.04.1956 г. поучала методам обработки людей в иеговистском духе, предупреждая о необходимости вести беседы в завуалированной форме.

... ПЯТОХИ предпринимают меры по активизации организованной иеговистской деятельности. В этих целях среди своих связей выступают в роли организаторов и наставников и стремятся склонить к приезду в г. Биробиджан своих единоверцев, освобождающихся из заключения.

Призыв «Привет борцам за новый мир!» стал у Пятох почти постоянным...

… ПЯТОХИ о своей иеговистской деятельности периодически информируют иеговистов других областей, применяя при этом установленную между ними систему шифровки. Так, … 04.04.1956 г. в адрес иеговиста Шульган, проживающего в Иркутской области, Пятоха Николай сообщал:

«Я хочу сообщить как зарабатываем 3 – заработали 50, начиная от нового 1956 года, 6-5, 11-3 бывают хорошие заработки, 13-4, 14-120, 15 а-2. Коротенько описал про заработки, если напишешь письмо, то сообщай свою радость, если лучше делаете, не бойся ничего».

После расшифровки этот текст ... оказался следующего содержания:

«Хочу сообщить, что на обработку населения в иеговистском духе затрачено 50 часов, начиная от нового 1956 года. За это время посетили 5 раз сборища лиц, имеющих намерение вступить в секту иеговистов. Условные номера имеют 3 человека. Среди населения проведено 4 занятия, где присутствовало 120 человек. Иеговистскую литературу желают выписывать 2 человека».

В этот же адрес 16.10.1956 г. Пятоха Николай сообщал (расшифрованный текст):

«Думаем затратить на обработку лиц в иеговистском духе 297 часов. Некоторую работу уже провели. Распространили 4 экземпляра Библии. На обработку лиц в иеговистском духе затратили 50 часов. Лица, желающие вступить в секту иеговистов, посетили собрания 2 раза. Действует один нелегальный кружок. Условные номера имеют 5 человек. Всего в собрании принимают участие 9 человек. Среди населения проведено 1 занятие, где присутствовало 30 человек. Иеговистскую литературу желают выписать 4 человека».

Далее шла условность 17-1 – зашифровка денежного фонда. Очевидно, проведен один сбор денежных средств.

Одновременно с этим..., Пятохи по прибытии в г. Биробиджан приступили к практической обработке отсталой части населения в иеговистском духе, и в частности – членов действующих баптистских и других религиозных сект. В этих целях они установили контакт с активом баптистов и пятидесятников, систематически посещают нелегальные сборища этих сект, и выступают на них с проповедями, в которых в завуалированной форме пропагандируют иеговистские идеи. Пятохи ставят перед собой задачу путем постоянной и настойчивой обработки склонить верующих сектантов на «истинный» иеговистский путь борьбы.

...в июле и августе 1956 года ... встреча Пятох с иеговисткой ЩЕРБАКОВОЙ Марией Илларионовной4, проживающей на ст. Ин Смидовичского района. ... Пятоха Николай давал наставления Щербаковой в вопросе распространения веры. 

… ПЯТОХИ активно продолжают иеговистскую деятельность, концентрируя вокруг себя верующих, собирают их у себя на квартире, где выступают с иеговистскими проповедями. 18.12.55 г. в присутствии …ПЯТОХА Николай говорил: <.........................>

… ПЯТОХИ иеговистскую литературу хра­нят в тайниках: в выдвижном ящике, замаскированном под сиденьем в одной из табуреток, и в тумбочке между двумя специально сделан­ными задними стенками.

На производстве … как иеговисты себя не прояв­ляют, характеризуются положительно.

«ПЯТОХА Николай подписался на заем без колебаний на месячную зарплату. На производстве ПЯТОХА продолжает работать хорошо, положенные нормы всегда перевыполняет».

… имея обширные иеговистские связи на территории различных областей Союза, ... поддерживают с ними и «живую» связь.

В мае 1956 года ПЯТОХА Николай выезжал в Иркутскую область, где посетил ряд проживающих там иеговистов...:

«ПЯТОХА Николай Петрович побывал в некоторых районах области и встречался с рядом иеговистов. Так, с 15 по 17 мая ПЯТОХА находился в Зиминском районе, где посетил иеговиста ШУЛЬГАН Владимира Степановича, 1927 года рож­дения. Пробыв у ШУЛЬГАНА 2 суток, ПЯТОХА выехал из Зиминского района и … находился у иеговистов, проживающих в городе Тулуне... 27 мая 1956 года ПЯТОХА приезжал в с. Залари Заларинско- го р- на, где посетил …, являющегося в прошлом односельчанином ПЯТОХИ и иеговис­тов ТИМОЩУКА и МАЗУРУКА. В разговоре с … ПЯТОХА заявил, что сейчас положение иеговистов улучшается, многие возвра­щаются из тюрем. «Колесо Армагедона ранее катилось в гору - была беда, а сейчас катится вниз», - говорил ПЯТОХА источнику, - это свидетельствует о том, что дни Армагедона приближаются и положение свидетелей Иеговы улучшается... ».

Изучив обстановку в Иркутской области и вернувшись в Биро­биджан, ПЯТОХА Николай продолжает давать указания на разверты­вание там иеговистской деятельности. Так, на имя БАБИЙЧУК Василия Ильевича 17.06.56 г. Николай сообщал:

«Я приехал 4.У1.56 г. и так жалею, что мало имел отпуску, еще в Заларах нужно было обязательно по­быть, но не смог. Хорошо было бы, если бы кто от вас туда наведался и сделал указания на кое-какие неполадки... На ноги требуется ставить каждую семью, а тогда порядок будет полный и Егова благословит свое дело. Побывал и в Голумети и в Черемх. в Семена ТУШ., радость невысказанная, но она потому большая, что редкая, а если бы не побывал на месте, то и смутно показалось бы с того застоя, который там имеет мес­то. С моей стороны я сделал все, однако нельзя их так бросить... Скоро еще вернутся братья и будет с кем тру­диться, но не ждите их сложа руки... Стойте в правде мужественно и сильно, чтобы вас дьявольские силы не победили, ибо дьявол хо­дит как лев рычащий, чтобы кого проглотить. Противостойте против него твердою верою и он убежит от вас...».

Это ... ярко подтверждает, что ПЯТОХА Николай является одним из действующих руководителей иеговистского подполья, и что он вместе со своим братом Иваном и КУЗЬМИК Степаном предпринимает практические меры по активизации организованной иеговистской деятельности на территории ряда областей Союза.

Об этом же говорят и такие факты. В начале сентября с/года по отбытию наказания в испра­вительно-трудовых лагерях к ПЯТОХАМ приехал КУЗЬМИК Степан с намерением остаться на постоянное местожительство в г. Биробиджане.

С первых дней его пребывания у ПЯТОХ, под их руковод­ством он включился в активную иеговистскую деятельность, а 3 сентября по их заданию выезжал в Иркутскую область, где на­ходился около двух недель, встречался там с рядом иеговистов.

В конце сентября с/г ПЯТОХА Иван, следуя для проведения очередного отпуска в Западную Украину, заезжал в Иркутскую область на переговоры с иеговистом ПАЛИЦУК Константином Захаровичем, 1922 г.р., прибывшим из заключения в июле 1956 г. и занявшимся активной иеговистской деятельностью...

По возвращении из Западной Украины ПЯТОХА Иван вновь заезжал к иеговистам в Иркутскую область. Пробыв в общей сложности около 3 месяцев в поездке, он 13 декабря с/г вернулся в Биробиджан.

Установлено, что ПЯТОХА Николай и КУЗЬМИК Степан 8 декабря с/г в присутствии САВРУК Анны5, ПЯТОХИ Евгении и ВЫХОПЕНЬ Ольги обсуждали вопросы организационной деятельности.

КУЗЬМИК заявил:

«Люди, которые живут внутри организации, должны подчиняться царству Исуса Христа».

ПЯТОХА Николай поддержал его:

«Мы должны служить царству божьему. На нас лежит ответственность и мы ее должны исполнять. Все творения и организации на земле должны считаться новыми силами царства...

Царство означает организацию сплоченную. Когда мы выступаем против силы врага, так мы должны быть тесносплоченные... Требуется сплоченное единство, организованность...

Организация имеет свои порядки, а мы этих порядков не придерживаемся. Тогда мы тоже должны иметь ка­кие-то указания перед Армагедоном... Мы должны побороть свои трудности и иско­ренить их».

Степан заключил:

«Мы должны проверить и каждого по одиночке».

На сборищах у ПЯТОХ 9, 11 и 13 декабря с/года … и их иеговистская связь ЩЕРБАКОВА Мария, …, выс­казали прямые антисоветские суждения. Характерные из них:

ПЯТОХА Николай:

«Чтобы представить кого-нибудь в фальшивом смысле, поэтому нужны советские, как сказать, прокуроры там всякие, как называются защитни­ки, адвокаты, юристы. Советские юристы сказали так своим правительствам, - вы делайте так, как вам угодно, а у нас найдется столько слов, чтобы ваше дело оправдать».

ЩЕРБАКОВА:

«Не зря мы боремся с дьяволом за это царство, какое он еще преследует».

КУЗЬМИК:

«Как мы будем спасаться?... Главное, чтобы христианин порвал всякие отношения с миром, политические взгляды, всякие религиозные догмы».

«Свидетели (иеговисты) утверждают, что люди, советские, которые завоеваны силой, все это проклято».

ЩЕРБАКОВА:

«Народ видит, что нет справедливости на земле».

«Если человек пойдет в кино, сатанинской жизнью поживет и потеряет навечно жизнь».

О политике Советского Союза ПЯТОХА Николай говорил:

«У него политика хорошая, всех иеговистов поса­дил и вывез из Румынии, Чехословакии, и он хороший, а мы нехорошие. Это же воспитание советское».

«Требование этого мира - говорить правду. Вот газету мы читали, это же полная неправ­да. У нас самих много трудностей, которые надо преодолевать. В настоящее время трудность, которую надо преодолеть - это обман».

С приездом ПЯТОХИ Ивана, которого с большим нетерпением ждали его единомышленники, ... еще раз убедились, что имеем дело с серьезными руководите­лями иеговистского подполья, организующими развертывание иеговистской деятельности как в ЕАО, так и в Иркут­ской и других областях Союза.

... ПЯТОХА Иван разъезжал по местам скопле­ния иеговистов в целях оживления и поднятия там иеговистской работы, договорился о контактах, о выездах в порядке оказания помощи.

ПЯТОХИ высказывают намерение расширить иего­вистскую деятельность, высказывают прямые антисоветские сужде­ния, делают ставку на молодежь. В этих целях ПЯТОХА Иван привез с собою несколько библий, магнитофонную пленку, пластинки с иеговистскими записями, где якобы восхваляется Америка и опорачивается Советский Союз.

ПЯТОХИ наметили в ближайшие дни послать КУЗЬМИК и САВРУК на ст. Ин Смидовичского р-на для поднятия там иеговистской деятельности и оказания помощи в этом своей единомышленнице ЩЕРБАКОВОЙ.

ПЯТОХА Иван сделал также предложение САВРУК поехать в Иркутск для укрепления там иеговистского подполья. Причем, будучи сам заинтересован в использовании САВРУК здесь, он настаивать на ее выезде не стал, предложив ей самой решить этот вопрос.

О некоторой проделанной работе при своей поездке ПЯТОХА Иван рассказал:

«Там я заехал в Нижне-Удинск, тан распад был, разворошили всё. Там сестра одна приехала из неволи, я к ней зашел. Она говорит - что делать? Я говорю - ты что, сюда приехала смотреть, как спят? Тебя сюда Бог освободил, нашел, что ты верна и действуй, на мужчин не смотри. Потом я сказал братьям, чтобы поехали дело наладить. Потом мне сказали, курс наладили, студию регулярно проводят».

«Я там возглавлял (речь шла о пребывании в Иркутской обл.), был регентом, ходил в другие села, на работу приходил».

О расширении … иеговистской деятельности на территории Союза и о ставке на молодежь говорят такие их высказывания:

ПЯТОХА ИВАН ЗАЯВИЛ:

«Я хотел остаться там на Западе - ничего не делать, но для того, что тут нужна потребность я приехал».

«Они уже знают про нас, сколько нас есть, и скоро с нами связь наладят, будут сюда приезжать, может помогут в силе, посмотрим».

«Видел иркутского Володьку ИШУКИВ, а там тот Григор на месте. Они обое к нам приедут».

ПЯТОХА НИКОЛАЙ ПОДЫТОЖИЛ:

«Нужно поставить организационную работу кругом. Митька брался, но его арестовали опять».

ПЯТОХЕ Николаю Иван дал указание:

«Николай, тебе надо выступить перед молодежью, правильно рассказать, как надо жить. Надо им еще высказать, что такое Иегова, кто является Иеговой».

15 декабря между братьями ПЯТОХАМИ произошел короткий разговор, который характеризует, что они твердо стоят на своем иеговистском пути.

ПЯТОХА Иван сказал:

«Сатана хочет ваять над нами контроль. Так они все. Стоит им взять верх над нами - и все...»

ПЯТОХА Николай возразил:

«Нет, этого не будет, они будут все в ловушке».

ПЯТОХА Иван подтвердил: «В ловушке».

По поводу привоза с собой иеговистских пропагандистских средств и соблюдения осторожности при этом ПЯТОХА Иван говорил:

«Я не знал, куда мне все это положить, в чемодан или в карман, чтобы вы меня встретили. Я зас­кочил в вагон и другой дверью выскочил. Я попросил там Иегову, если там кто будет, так надо сделать так, чтобы все это доставить. А потом думаю, если все будет благополучно, так я все это выброшу против нас, но я вижу что он идет дальше (видимо, речь шла о поезде ). Я сразу с вагона - нет никого. Я не пошел через вокзал, а черным ходом».

«Когда вез, так это страх один».

КУЗЬМИК Степан в подтверждение боязни говорил:

«Теперь переживаешь, что с чем-нибудь поймают».

О привезенной магнитофонной пленке ПЯТОХА Иван рассказал:

«А в Иркутщине что мы сделали. Там есть та­кой магнитофон. Я привез такие пластинки, пленку. Они раньше были и теперь есть. Пленку наматывают, специально есть такой аппарат, а потом включают, подключают приемник, он принимает и шумит, а этот аппарат идет через приемник. Это все было в Заларах. Это еще можно подключить под радиолу, граммофон. А когда были в Зиме, так там поставили два приемника, и целый день было. Начали говорить, что с Америки говорят про бога. А они такие сильные, и все слушают. Песни поют на русском языке, служение. Передают - слушайте песню такую-то на украинском языке, русском, литовском, стихотворения... В Иркутске дело растет... А это можно подключить в радиосеть и можно эту пластинку пустить по всему Советскому Сою­зу. Там очень много песен».

«Тут на пленке накручено реферация уха. В одном реферате говорят, что самые приличные Америка, свидетели Америки, но никто так с ними не обращал­ся, как CCCP... прямо говорит - нигде так не выво­зили, как в Советском Союзе вывозили по 25 лет...».


[1] Пятоха Иван Петрович, 1922, урожен. с. Орищи Волынской губ., украинец. Столяр мебельной фабрики им. Димитрова. Место жительства: Биробиджан. Арест. 21.05.1957 УКГБ по ЕАО. Осужд. 17.09.1957 облсудом ЕАО по ст. 58-10 УК РСФСР на 8 лет ИТЛ. Реабилитирован 12.12.1991 прокуратурой Хабаровского края по Закону РФ от 18.10.1991 № 1761-1. Архивное дело: П-99404. 

[2] Пятоха Николай Петрович, 1926, урожен. с. Орищи Волынской губ., украинец. Станочник завода металлоизделий. Место жительства: Биробиджан. Арест. 21.05.1957 УКГБ по ЕАО. Осужд. 17.09.1957 облсудом ЕАО по ст. 58-10-11 УК РСФСР на 10 лет ИТЛ. Реабилитирован 12.12.1991 прокуратурой Хабаровского края по Закону РФ от 18.10.1991 № 1761-1. Архивное дело: П-99404. 

[3] Кузьмик Степан Антонович, 1928, урожен. с. Збора Станиславской обл., украинец. Разнорабочий завода металлоизделий. Место жительства: Биробиджан. Арест. 20.05.1957 УКГБ по ЕАО. Осужд. 17.09.1957 облсудом ЕАО по ст. 58-10-11 УК РСФСР на 10 лет ИТЛ. Реабилитирован 12.12.1991 прокуратурой Хабаровского края по Закону РФ от 18.10.1991 № 1761-1. Архивное дело: П-99404.

[4] Щербакова Мария Илларионовна, 1905, урожен. с. Лысне Новозыбковского р-на Брянской обл., русская. Домохозяйка («руководитель нелегальной секты иеговистов»). В 1950 осуждена по ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР. Место жительства: Смидович (ст. Ин). Арест. 21.04.1961. Осужд. 19.08.1961 Хабаровским краевым судом по ст.ст. 70 ч. 1 («Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя или захвату власти, а равно массовое распространение материалов, содержащих такие призывы»), 72 («Организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению особо опасных государственных преступлений, к созданию организации, имеющей целью совершить такие преступления, а равно участие в антисоветской организации») УК РСФСР (от 27.10.1960) на 6 лет ИТЛ. Срок отбывала в Дубравлаге (Мордовия). Постановлением ПВС РСФСР от 05.08.1966 помилована. Освобождена 17.08.1966. Реабилитирована 15.01.1992 прокуратурой Хабаровского края по Закону РФ от 18.10.1991 № 1761-1. Архивное дело: НИПЦ «Мемориал» (Москва).

[5] Саврук Анна Ивановна, 1927, урожен. с. Хищевичи Дрогобычской обл., украинка. Медсестра горбольницы. Место жительства: Биробиджан. Арест. 21.05.1957 УКГБ по ЕАО. Осужд. 17.09.1957 облсудом ЕАО по ст. 58-10-11 УК РСФСР на 6 лет ИТЛ. Реабилитирована 12.12.1991 прокуратурой Хабаровского края по Закону РФ от 18.10.1991 № 1761-1. Архивное дело: П-99404.