Мейлер Бер Срулевич

Отправлено 8 сент. 2019 г., 06:43 пользователем Редактор   [ обновлено 8 сент. 2019 г., 23:19 ]

Редактор газеты «Биробиджанер штерн» Мейлер Бер Срулевич (Миллер Борис Израилевич) родился 21 апреля 1913 г. в местечке Копай на Украине. Был учеником, а затем рабочим на одной из фабрик Харькова. В 1936 году окончил Московский педагогический институт имени Ленина и был направлен на Дальний Восток, в Биробиджан. С тех пор вся его жизнь была связана с еврейской автономией на Дальнем Востоке.

Первый сборник новелл Миллера "Смены заступают" (на идише) издан в 1931 году. Спустя три года вышел второй сборник его рассказов "Под радугой". В 1948 году отдельной книгой издана повесть "Биробиджан".

Мрачный период борьбы с еврейским «буржуазным национализмом» не обошел стороной и Биробиджан. Началом широкомасштабной антиеврейской кампании стал разгром Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) в Москве и зверское убийство 13 января 1948 г. в Минске на даче наркома госбезопасности Белоруссии Л.Ф. Цанавы руководителя ЕАК Соломона Михоэлса.  По всей стране начались массовые аресты деятелей еврейской культуры. 

8 февраля 1949 г. Сталин подписал подготовленное председателем правления Союза писателей СССР А. Фадеевым постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о роспуске объединений еврейских советских писателей в Москве, Киеве и Минске. За этим последовали аресты ряда еврейских писателей, а также журналистов и редакторов, готовивших материалы для Еврейского антифашистского комитета. По большей части они были обвинены в шпионаже в пользу США, многие расстреляны. 

Были закрыты еврейский музей в Вильнюсе, историко-этнографический музей грузинского еврейства в Тбилиси, краеведческий музей в Биробиджане, прекращены передачи Московского радио на идиш. В феврале закрыли Московское государственное еврейское театральное училище, затем ликвидировали все существовавшие в СССР еврейские театры — в Минске, Черновцах, Биробиджане. 1 декабря 1949 г. закрыли последний еврейский театр в Москве.

На состоявшемся 25-26 февраля 1949 г. V пленуме обкома и горкома ВКП(б) ЕАО отмечалось, что в Еврейской автономии имеет место «оживление элементов еврейского буржуазного национализма в связи с образованием Государства Израиль. Это требует улучшения дела интернационального воспитания трудящихся, особенно новых переселенцев». 

Тогда же член Хабаровского крайкома ВКП(б) Карасев представил пленуму нового начальника УМГБ СССР по ЕАО майора М.А. Николенко. До этого на протяжении четырех лет управление возглавлял единственный в его истории начальник-еврей – подполковник Иосиф Фридманович Бранзбург, которого в сентябре 1948 г. перевели в Хабаровск на должность начальника 4 отдела краевого управления МГБ.

Пленум единодушно избрал Николенко членом бюро обкома и поставил перед ним задачу – провести в ЕАО линию партии по борьбе с «безродными космополитами», вырвать с корнями «еврейский национализм».

В марте 1949 г. в ЕАО прибыла представительная комиссия Хабаровского крайкома партии, которой предстояло найти следы заговора «буржуазных националистов» на территории ЕАО. И она их нашла.

Результатом работы комиссии стала докладная записка на имя секретарей ЦК ВКП(б) Суслова и Пономаренко, а ее копия – в органы МГБ. В записке утверждалось, что развитие культуры и хозяйства ЕАО идет неудовлетворительно, а со стороны обкома партии допущены грубые политические ошибки.  Первый секретарь обкома А.Н. Бахмутский «… на протяжении ряда лет пропагандировал задачи форсированного развития области и превращения ее в союзную Еврейскую республику,  разжигая националистические настроения не только у советских, но и у зарубежных, и в первую очередь у американских евреев». Бахмутский обвинялся в забвении роли великого русского народа в строительстве Еврейской автономной области. Он якобы желал доказать, что ЕАО строилась, строится и будет построена как республика руками евреев, при этом игнорируя тот факт, что еврейское население области не превышает 18-20%.

Указывалось, что обком ВКП(б) не вел активной борьбы с проявлениями буржуазного национализма, пустил на самотек основные участки идеологической борьбы и даже установил связь с американскими евреями! Речь шла о еврейских детях, оставшихся сиротами во время войны и привезенных в ЕАО из западных регионов страны. Для их поддержки в США обществом «Амбиджан» был организован сбор средств, в результате чего в 1945-1948 гг. в ЕАО поступило подарков на сумму свыше 6 миллионов рублей, главным образом – одежда, обувь и продукты питания.

Комиссия сделала вывод: «Если к организованной связи с американскими евреями добавить довольно широко распространенные личные связи отдельных граждан со своими родственниками и знакомыми в США и других странах – станет ясным, какая широкая почва для распространения в ЕАО проамериканских националистических настроений создавались тт. Бахмутским и Левитиным…». Бахмутского и Левитина срочно вызывают в Москву, а вопросы борьбы с «еврейским буржуазным национализмом» из идейно-политической перешли в плоскость уголовно-процессуальную.

В июле-октябре 1949 г. органы МГБ «вскрыли и ликвидировали группу активных еврейских буржуазных националистов» - по двум групповым делам были арестованы 9 человек.

Первыми 4 июля 1949 г. были арестованы редактор газеты «Биробиджанер штерн» Мейлер Бер Срулевич (Миллер Борис Израилевич) и переводчик редакции газеты «Биробиджанер штерн» Рабинков Гессель Беркович (Григорий Борисович).

5 июля пришли за поэтессой Вассерман Любой Шамовной.

20 августа взяли сотрудника переселенческого отдела облисполкома ЕАО Синявского (Синделевич) Семена Борисовича.

29 августа арестовали прозаика, публициста, филолога, библиографа и переводчика радиокомитета ЕАО Слуцкого Дов-Бера Айзиковича

30 августа – лингвиста-фольклориста Черняка Иосифа Ефимовича, а 

31 августа – заведующего методическим кабинетом ОблОНО Ворсовского Зельмана Хаймовича и сотрудника редакции газеты «Биробиджанер штерн» Гольдвассера (Яновского) Исроэла Натановича (Мелеховича), известного как Эмиот Исроэл.

5 октября 1949 г. арестовали драматурга, режиссера и актера Биробиджанского еврейского театра Аронеса Файвиша Львовича (Файвла Лейбовича).

По мнению следствия, их "вражеская деятельность" заключалась в том, что они «предоставляли страницы еврейской областной газеты и журнала для опубликования националистических статей и пропагандирования через печать националистических взглядов; протаскивали националистические идеи в своих литературных произведениях и школах; распространяли клеветнические измышления о том, что в Советском Союзе антисемитизм носит государственный характер и поощряется партией и Советским правительством».


ИЗ ПРОТОКОЛА ДОПРОСА

обвиняемого Мейлера (Миллера) Бера Срулевича

от 5-6 августа 1949 г. 

ВОПРОС: На допросе 4 июля сего года Вы признали, что, будучи редактором газеты "Биробиджанер штерн", санкционировали печатание в газете буржуазно-националистически-антисоветских статей ДЕР НИСТЕРА. Скажите, в чем еще кроме этого выражалась Ваша националистическая антисоветская деятельность?

ОТВЕТ: Действительно, на допросе 4 июля сего года я признал (и подтверждаю это сейчас), что мною, как редактором газеты "Биробиджанер штерн", были санкционированы к печати и напечатаны статьи ДЕР НИСТЕРА, которые, как мне впоследствии стало понятно, носили буржуазно-националистический характер и по ряду содержащихся в них моментов являлись антисоветскими. Я это считаю своей крупной политической ошибкой. Антисоветской националистической деятельностью я не занимался. Однако в моей работе на посту редактора газеты мною были допущены некоторые ошибки националистического характера.

ВОПРОС: Какие именно, как Вы говорите, "ошибки националистического характера" еще были допущены Вами?

ОТВЕТ: В газете Биробиджанер штерн" так же, как и газете "Биробиджанская звезда", слишком часто употреблялся термин "Еврейская Автономная Государственность", в общем смысле этих слов, в ущерб детальному и конкретному показу развития промышленности, сельского хозяйства в области. Газета "Биробиджанер штерн" при показе передовиков промышленности, сельского хозяйства, представителей интеллигенции в большей мере уделяла место передовикам-евреям и в меньшей мере передовикам - представителям других национальностей.

В газете помещалось мало пропагандистских статей, освещающих дружбу советских народов и роль Великого Русского народа в строительстве социализма в нашей стране. После того, как в 1947 году было принято решение об обучении русских детей еврейскому языку в базовой школе при Биробиджанском педагогическом училище и в Валдгеймской школе, я поместил в газете заметку инспектора Биробиджанского Районо КАДЕМИЯ, которая положительно освещала ход этих занятий в Валдгеймской школе и тем самым содействовала проведению в жизнь принятого решения.

ВОПРОС: Разве Вы лично ничего не писали в газете относительно введения преподавания в школах еврейского языка?

ОТВЕТ: В том же 1947 году после того, как это решение было принято, в одной из передовиц, я написал, что Гороно (ДВОРКИНА), а также директор педагогического училища САПОЖНИКОВ медлили с введением преподавания еврейского языка в базовой школе и ругал их за то, что они не выполняют принятого решения.

ВОПРОС: Кем и по чьей инициативе было принято это решение?

ОТВЕТ: Решение об обучении русских детей еврейскому языку было принято бюро Обкома ВКП(б) Еврейской Автономной области по инициативе первого секретаря Обкома БАХМУТСКОГО.

ВОПРОС: Продолжайте Ваши показания.

ОТВЕТ: Других ошибок националистического характера за время своей работы в газете я не допускал.

ВОПРОС: Вы сознательно пропускали в печать все эти материалы?

ОТВЕТ: Сознательно. Я вообще не представляю себе, как можно делать что-либо бессознательно.

ВОПРОС: Если Вы сознательно пропускали в печать отдельные материалы националистического характера, то почему Вы пытаетесь утверждать, что это является ошибкой, а не следствием Ваших националистических настроений?

ОТВЕТ: Я признаю, что в то время, когда печатались все эти материалы, у меня были националистические настроения. Допущенные мною ошибки националистического характера являются следствием моих националистических настроений, вызванных тем, что в то время со стороны Обкома ВКП(б) не только не было никаких указаний на неправильность этих настроений, а наоборот, такие настроения имели место во всей прессе Еврейской Автономной области (газета "Биробиджанская звезда", альманах "Биробиджан", а также в выступлениях руководителей области, в частности БАХУТСКОГО, бывшего Председателя Облисполкома ЗИЛЬБЕРШТЕЙНА и других).

ВОПРОС: В то время, когда статьи ДЕР НИСТЕРА готовились к печати в газете "Биробиджанер штерн", Вас предупреждали о том, что в статьях имеются буржуазно-националистические утверждения, которых печатать нельзя?

ОТВЕТ: Со стороны Обллита, осуществлявшего цензуру за материалами, помещаемыми в газете, было заявлено о необходимости изъятия одного абзаца из первой статьи ДЕР НИСТЕРА по мотивам его буржуазно-националистического характера.

ВОПРОС: Вы выполнили это указание Обллита?

ОТВЕТ: Это указание Обллита я не выполнил, и этот абзац из статьи изъят не был. Я в то время в этом абзаце не усмотрел буржуазно-националистического характера, и когда я высказал Обллиту, точнее ГОРОХОВСКОМУ свои соображения по поводу этого абзаца, то он со мною согласился, а поэтому этот абзац и не был изъят из статьи.

ВОПРОС: Таким образом в этом вопросе нашли свое выражение Ваши националистические взгляды. Признаете Вы это?

ОТВЕТ: Я признаю, что обособление, имевшее место в работе группы еврейских писателей в Биробиджане, явилось следствием моих националистических настроений.

ВОПРОС: Вам предъявляется вырезка из газеты "Биробиджанер штерн" за 1 июня 1946 года, где под общим заголовком "Честь и слава еврейского народа" перечисляются герои Советского Союза из числа евреев. Считаете ли Вы правильным помещение этого материала в газете?

ОТВЕТ: Помещение списка евреев - героев Советского Союза в газете "Биробиджанер штерн" я считаю правильным. Общий заголовок "Честь и слава еврейского народа", под которым помещен этот список, является националистическим. Должен добавить, что весь этот список вместе с заголовком перепечатаны из газеты "Эйникайт".

ВОПРОС: Скажите, перечисленные в упомянутом выше списке лица имеют какое-либо отношение к Биробиджану, к Еврейской Автономной области?

ОТВЕТ: Все перечисленные в списке лица за исключением одного Иосифа БУМАГИНА никакого отношения к Биробиджану, к Еврейской Автономной области не имеют, в том смысле, что они здесь никогда не жили и не работали. Иосиф БУМАГИН долгое время жил в Биробиджане, работал на Обозном заводе, был стахановцем и отсюда ушел в армию.

ВОПРОС: Вы признаете, что помещение этого списка в газете под общим заголовком "Честь и слава еврейского народа" противоречит тем принципам национальной политики, которые проводятся в жизнь партией и Советским правительством?

ОТВЕТ: Да, признаю, что в формулировке "еврейский народ" содержится противоречие с определением нации и народа, которое дается Марксистско-ленинской наукой, и тем самым эта формулировка идет вразрез с принципами национальной политики, проводимой в жизнь партией и Советским правительством.

ВОПРОС: Почему же Вы этот материал поместили в газету?

ОТВЕТ: Наличие у меня самого националистических настроений мешало мне разобраться в националистическом характере данного материала из газеты "Эйникайт".

ВОПРОС: На допросе 18 июля сего года, признав, что в разговорах со своими знакомыми Вы высказывали свои националистические взгляды, Вы показали: "...Однако специально распространением антисоветских националистических взглядов я не занимался". Вы настаиваете на этом своем утверждении?

ОТВЕТ: Я подтверждаю, что специально распространением националистических взглядов я не занимался, хотя в разговорах со своими знакомыми я высказывал свои националистические взгляды, о чем я уже показывал.

ВОПРОС: Вы признаете, что за время Вашей работы редактором газеты "Биробиджанер штерн" в ней неоднократно печатались националистические материалы?

ОТВЕТ: Да, признаю, что за время моей работы редактором газеты "Биробиджанер штерн" в ней неоднократно печатались те или иные материалы националистического характера.

ВОПРОС: Для кого Вы печатали эти материалы в газете?

ОТВЕТ: Материалы националистического характера, как и вообще все материалы, печатавшиеся в газете, я печатал для того, чтобы их могли читать трудящиеся евреи.

ВОПРОС: Таким образом, печатая националистические произведения в газете, Вы тем самым занимались распространением националистических взглядов. Не так ли?

ОТВЕТ: Да, я признаю, что, печатая в газете "Биробиджанер штерн" националистические произведения, я тем самым занимался распространением националистических взглядов среди читателей газеты.

ВОПРОС: Из сказанного следует, что газета "Биробиджанер штерн" воспитывала читателей в националистическом духе. Признаете Вы это?

ОТВЕТ: Я признаю, что в тех случаях, когда в газете печатались националистические материалы, газета "Биробиджанер штерн" воспитывала своих читателей в националистическом духе.

ВОПРОС: Скажите, разве перед Вами, как редактором газеты, ответственным за содержание и политическое направление газеты, ставилась задача воспитывать читателей в националистическом духе?

ОТВЕТ: Конечно, нет.

ВОПРОС: Следовательно, Ваши действия, как редактора газеты, были направлены против национальной политики, проводимой партией и правительством. Признаете Вы это?

ОТВЕТ: Я признаю, что в тех случаях, когда я, как редактор газеты, допускал печатание в газете материалов националистического характера, пропагандировавших националистические взгляды, - мои действия были направлены против национальной политики, проводимой партией и правительством.

ВОПРОС: Если Ваши действия, о которых Вы только что показали, были направлены против национальной политики, проводимой партией и правительством, - то как их следует квалифицировать?

ОТВЕТ: Мои действия, выразившиеся в напечатании националистических материалов в газете, пропагандировавших националистические взгляды, являются антисоветскими...".


31 мая 1950 г. Особое совещание при МГБ СССР приговорило каждого из арестованных по ст. 58-10 ч. 2 и 58-11 УК РСФСР к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (кроме З.Х. Ворсовского, получившего 8 лет).

27 декабря 1955 г. постановление Особого совещания при МГБ СССР от 31.05.1950 в отношении Мейлера Б.С. постановлением Центральной Комиссии по пересмотру дел на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления, содержащихся в лагерях, колониях и тюрьмах МВД СССР и находящихся в ссылке на поселении, было изменено – ст. 58-11 УК РСФСР из обвинения исключена, а по ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР мера наказания ему снижена до фактически отбытого срока, в связи с чем из-под стражи он был освобожден.

После возвращения из лагерей в Биробиджан Миллер Б.И. был полностью реабилитирован 14.09.1956 облсудом ЕАО за отсутствием в его действиях состава преступления.

Вскоре после этого увидели свет его новые книги "Земля родная", "Ясность", "На полном ходу", "Каждому поколению - свое", "Пока жив человек".

В год 50-летия ЕАО вышел сборник стихов Миллера "Светлый источник".


Его стихи на русский язык переводили поэты Михаил Асламов, Людмила Миланич, Роальд Добровенский, Нина Филипкина, Виктор Соломатов, Леонид Школьник. Миллер - автор нескольких пьес: "Он из Биробиджана", "Чудес не бывает", "Дыхание моей любимой", "33 богатыря" и других.

Умер в 1988 г. в Биробиджане.


Оклик черного времени

Он умер зимой 1988-го, и кто-то из присутствующих на похоронах заметил с грустью, что нынешний год высокосный, и свой горький счет он начал именно с Бузи....Хоронили Бузи Миллера - последнего в нашем городе еврейского писателя. 

Пятьдесят два года прожил он в Биробиджане. Все у него было: и награды, и звания, и должности, и почет. И страдания... Семь лет лагерей.  Проклятые годы, о которых Бузи почти ничего не успел (не захотел?) рассказать...

В сорок восьмом сняли Бахмутского, первого секретаря обкома партии. Сняли как "буржуазного националиста". Этой же формулировкой пестрели дела почти всех представителей еврейской интеллигенции Биробиджана: артистов, писателей, журналистов, педагогов, партийных и комсомольских работников.

На "смену" Бахмутскому из Москвы прибыл новый секретарь обкома Симонов. В хабаровском аэропорту его встречал шофер Ефим Борунов, специально командированный из Биробиджана. "Ну что, расхулиганились здесь еврейчики? - была первая фраза Симонова. - Ничего,  ничего, мы порядок наведем..."

В первые же месяцы работы нового секретаря во всех обкомовских машинах появились новые чехлы на сиденьях: их сшили из занавеса еврейского театра, за-крытого к тому времени в Биробиджане.

"Расхулиганились еврейчики..." Симонов, конечно же, имел в виду тех самых "буржуазных националистов", которых как-то сразу очень много оказалось в Еврейской автономной области, - ну просто не было от них проходу таким "трезвомыслящим" людям, как, к примеру, Симонов...

Бузи Миллер не подозревал, что вскоре и ему суждено стать "буржуазным националистом". Он, как оказалось, был наивным человеком - "потеряв всякую партийную бдительность", он позволял печатать во вверенной ему газете "Биробиджанер штерн" произведения "буржуазного националиста" Дер Нистера, творчество которого очень любил.

Девятого апреля 1948 года в редакции "Биробиджанер штерн" состоялось собрание, на котором редакторская деятельность коммуниста Миллера получила "должную" оценку. Одно за другим в его адрес звучали  обвинения.

…Дер Нистер - буржуазный националист. Так говорят друзья. Так говорит партия. Значит, так на деле и есть. Миллер взял покаянное слово. "Я полностью признаю допущенные мной политические ошибки, выразившиеся в публикации статей Дер Нистера, содержащие элементы буржуазного национализма. Вполне правильно решение обкома партии, наказавшего меня за притупление политической бдительности. В чем же причина допущенных ошибок? Это, прежде всего, преклонение перед Дер Нистером. Мы успокоились тем, что статьи его печатались в "Эйникайт" (газета Еврейского антифашистского комитета - прим.), и поэтому мы их не проверяли. Газета "Биробиджанер штерн" мало подвергалась критике, и это привело к печальным последствиям".

Бузи Миллер был исключен из партии, снят с работы и существовал лишь за счет скудных гонораров, которые удавалось зарабатывать в областных газетах. У него было трое детей - Марик, Софа, Изя, и он, естественно, тяготился неопределенным своим положением. Многие из друзей писателя понимали, что никакой он не националист, и сочувствовали ему, но это их сочувствие было молчаливым, ибо страх заставлял людей не только молчать, но и забывать о таких человеческих качествах, как сочувствие, сострадание, сопереживание.

Ошибка - это не преступление. Искренние и порядочные люди имеют обостренное чувство справедливости. Они знают о существовании подлости, но сами существуют как бы вне ее. Такие часто ходят к вражеским позициям парламентерами, веря в то, что по белому флагу не стреляют, а после, уже умирая, искренне удивляются, увидев, как их кровь расползается пятном по белому полотнищу.

Ошибка - это еще не преступление. Так искренне полагал Миллер, прощаясь с женой Анной Абрамовной перед поездкой в Хабаровск. Он верил, что сумеет объяснить все случившееся в Союзе писателей, верил, что уж там-то его поймут.

Поездка в Хабаровск не состоялась, писателя арестовали...

"Мейлер Бер Срулевич, член ВКП(б) с 1941 года, партбилет № 4260851, 1913 года рождения, еврей, образование высшее, писатель, имеет партийное взыскание - выговор - за допущенную им ошибку буржуазно-националистического характера.

Суть дела: постановление бюро Биробиджанского горкома ВКП(б) от 27 апреля 1949 года. Мейлера за допущенные в своем литературном творчестве националистические ошибки, нежелание признать и исправить эти ошибки из членов ВКП(б) исключить. 

Установлено: Мейлер, работая редактором газеты "Биробиджанер штерн", допустил печатание на страницах газеты антисоветских статей буржуазного националиста, космополита Дер Нистера, за что в 1948 году был снят с работы и ему был объявлен выговор. Являясь ответственным секретарем группы писателей Биробиджана, Мейлер не принимал мер для развития в ней большевистской критики и самокритики, очищения ее от имевшей место затхлой нездоровой обстановки, при которой отсутствовала какая-либо борьба против проявления буржуазного еврейского национализма. Мейлер не принял меры для удаления из писательской группы никчемных, националистически настроенных писателей. Неслучайность этих ошибок объясняется тем, что и сам Мейлер заражен буржуазным национализмом, что видно из его произведений - повести "Биробиджан" и пьесы "Он из Биробиджана".

После ареста отца Марик бросил школу и пошел работать на завод металлоизделий. Мама, конечно же, плакала, но что делать: арестован муж, а надо кормить всю троицу на одну скромную зарплату воспитательницы детского сада. Иногда Анна Абрамовна брала Софочку с собой и там, в садике, подкармливала ее. В конце каждой недели мама собирала передачу в тюрьму. Посылки отцу отвозил Марик. Денег на билеты не было, и мальчик осторожно пробирался в поезд, умело прячась от проводников и контролеров...

"Папа будет ждать, - говорила Анна Абрамовна, - он всегда в этот день ждет тебя, сынок. Кто знает, куда его могут отправить завтра? И мы ничем не сможем ему помочь. Ты должен это понимать. Ты уже взрослый..."

Марик понимал. Он действительно был взрослым. Ему было двенадцать.

Следствие по делу Миллера затянулось до 31 мая 1950 года. Это не выходило за рамки уголовно-процессуального кодекса ввиду "особой опасности и сложности" состава преступления. Основная сложность состояла в том, что Борис Израйлевич не только "на протяжении ряда лет среди окружавших его лиц распространял антисоветские националистические взгляды и предоставлял редактируемую им газету буржуазным националистам для публикации антисоветских произведений". Миллер ко всему еще "являлся участником преступной группы лиц".

Стоит ли говорить о том, что этот, второй, факт немало удивил Миллера. Если о своих "буржуазно-националистических ошибках" он узнал в апреле 1948 года и как-то был готов к подобному обвинению, то о преступной группе лиц ему поведали на следствии. Только, Боже упаси, не подумайте, что до ареста он не был знаком с членами "группы", он их всех, конечно, знал. О чем не догадывался наивный, доверчивый человек Борис Израйлевич, так это о том, что все они "преступная группа". Вот в этом его убеждали на следствии до мая 1950 года. Впрочем, должно быть, и остальных членов группы убеждали в том же самом.

Итак, ответственность за совершенное "преступление" с Бузи Миллером поделили: поэтесса Любовь Вассерман, поэт Израиль Гольдвассер, актер еврейского театра Файвиш Аронес, кавалер ордена "Знак Почета" поэт Гессель Рабинков, переводчик радиокомитета Бер Слуцкий, начальник снабжения фабрики им. Димитрова Семен Синявский-Синделевич.

Каждый из членов "преступной группы" имел солидный перечень "злодеяний". Так, например, Слуцкий, будучи убежденным буржуазным националистом, в 1917-1918 годах сотрудничал с националистической партией "Фарэйниктэ", выступал со статьями против большевистской партии (за что тридцать лет спустя должен был понести наказание). С 1946 года проповедовал "искусственное и насильственное внедрение еврейского языка, культуры и письменности, распространял в печати националистические взгляды об общности и единстве еврейской культуры мира".

Рабинков, Вассерман и Гольдвассер были признаны виновными в том, что "занимались организованной антисоветской деятельностью, направленной против национальной политики Коммунистической партии, советского правительства, на обособление Еврейской автономной области от других областей СССР, подрыв единства и дружбы народов СССР, протаскивая националистические взгляды в своих произведениях".

Чтобы доказать преступный сговор группы, была назначена экспертиза, которая проводилась по материалам, напечатанным в газете "Биробиджанер штерн" в 1944 году. В заключение экспертизы значилось, что газета, которую редактировал Мейлер, он же Миллер, помещала материалы тенденциозные и односторонние, где многие вопросы развития хозяйства и культуры страны освещались главным образом с точки зрения участия в них представителей еврейской национальности. Подчеркивалась необходимость развития еврейской культуры и языка, указывалось, что евреи впервые в истории строят свою автономную государственность. Не освещалась роль других лиц, кроме еврейской национальности, не подчеркивалась роль русского народа как в достижении победы над гитлеровской Германией, так и в мирном строительстве.

Заключение экспертизы явилось солидной основой для обвинения. 31 мая 1950 года особое совещание при МГБ СССР вынесло постановление: всех членов группы по части 11 ст. 58-10 и ст. 58-1 приговорить к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере каждого.

...Лагерь, куда этапировали Миллера из хабаровской тюрьмы, находился в Восточной Сибири, недалеко от станции Чугуевка. Сам Бузи почти никому об этом не рассказывал. Известно лишь, что поначалу он работал на лесоповале и в каменоломне, а незадолго до освобождения стал учителем в лагерной вечерней школе.

Лагерь надломил Бузи, так говорили многие, знавшие его до и после ареста. Так считал и Абрам Гершков, бывший начальник переселенотдела, осужденный на 25 лет как английский шпион. Абрам Анисимович был другом Миллера и, видимо, по этой причине попал в тот же сибирский лагерь.

Но однажды Мишка Страшной, внук Бориса Израйлевича, разбирая после смерти деда его архив, наткнулся на зеленый блокнот и черновик заявления, в котором Миллер в жесткой форме выражал протест против действий администрации лагеря. Миллер не умолял и не просил, он именно требовал права на элементарное уважение к человеческой личности.

Начальнику спецотряда ЛП-06 Шумакову от з. к. Миллера Б.С., 1913 года рождения, осужден особым совещанием на 10 лет по статье 58, п. 10, ч. 2. Начало срока 4.07.1949 г.

Заявление

Возмущен продолжающейся бюрократической практикой осужденного правительством нарочитого задержания жалоб заключенных на имя руководителей партии и правительства. История с моей жалобой на имя первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева ярчайшее тому доказательство. Жалобу эту я опустил в ящик для жалоб на Л.П. еще 5.12.1954 года. Как мне было сообщено в марте, никаких следов от прохождения моей жалобы на Л.П. не осталось. Не вынуть ее не могли. А вынуть и отправить - также не могли. Осталось предположить, что ее переслали в Тайшет (тогда еще жалобы шли через Тайшет.- А.Д.).

Первого апреля сего года я отправил закрытым письмом запрос на имя начальника спецчасти Дерегал ИТЛ Тайшет. Прошло два месяца, ответа не было. 5 июня я вторично отправил запрос по тому же адресу.

Сегодня, 10 июля, я был вызван во 2-ю часть нашего Л.П., где мне дали возможность ознакомиться с вашей резолюцией о моей...

В этом месте заявление обрывается, и мы никогда уже не узнаем об имевшейся резолюции и разговоре Миллера с начальником спецотряда. Но именно этот возмущенный крик из лагерного барака помогает прийти к выводу: нет, лагеря не надломили Миллера - время надломилось, давя под собой миллионы безвинных...

После смерти Сталина в лагере "потеплело". Разрешили читать газеты и журналы, Абраму Гершкову позволили организовать духовой оркестр, и "за колючкой" стали звучать марши и даже вальсы.

Все чаще уходили на волю письма к высоким инстанциям с просьбами о пересмотре дела. Самым удачливым приходили ответы, но такое случалось пока еще редко.

Анна Абрамовна тоже писала. Многие друзья и коллеги мужа, к которым она обращалась за помощью, делали вид, что не получали ее писем. Многие, но не все. Первого сентября 1955 года пришел ответ от Эммануила Казакевича. "Уважаемая Анна Абрамовна, - писал Казакевич, - я получил письмо Бузи. Разумеется, предприму все, что смогу, т. е. поговорю с А. А. Сурковым и  с К. М. Симоновым. Скажу им, что знал Бузю с 1929 по 1938 год и ни капельки не сомневаюсь в его советском мировоззрении. Желаю вам всего наилучшего, надеюсь на изменения в судьбе Бузи".

Бузи Миллер, печатавший в "Биробиджанер штерн" произведения "космополита" Дер Нистера, не мог, конечно, в тайшетском своем лагере слышать автоматную очередь, оборвавшую в августе 1952-го жизнь этого прекрасного писателя, а также жизни Льва Квитко, Переца Маркиша, Ицика Фефера, Давида Гофштейна и других деятелей советской еврейской культуры... Такая нелепая, мучительно жестокая участь старших товарищей по перу до конца жизни будет беспокоить писателя, заставляя его словно не пером на бумаге, а зубилом на могильных плитах высекать строки:

Любимые мои, родные,

Друзья и кровные братья.

Мне кажется, что и поныне

Вы окликаете меня. 

Кто молод,

Уж не станет старше. 

А список полнится: в черед 

И Лев Квитко, и Перец Маркиш, 

Кульбак, Кушниров, Аксельрод.

Бузи Миллер вернулся домой весной 1956-го. Он вернулся в город, который никогда не был для него пунктом очередной творческой командировки. Вернулся в Биробиджан, который спустя тридцать два года будет прощаться с писателем в городском Дворце культуры и назовет одну из своих улиц его, Миллера, именем. Он вернулся в город, где выросли его дети. Вернулся писателем и коммунистом, который простил время и простил молчавших в то время и друзей. До последних дней жизни он работал: помогал молодым журналистам "Биробиджанер штерн", молодым писателям. А буквально за неделю до смерти опубликовал в газете поэму на идише "В перестройке сердца", которую читатели в разных городах страны назвали первым в советской еврейской литературе словом о культе личности.

Этой поэмой Миллер не только отчитался перед временем, но и потребовал у него отчета. Он имел на это право. Его старый друг Борис Самойлович Тенцер говорил, что в эту поэму Бузи Миллер вложил остатки своей жизни.

Думаю, что это немного не так. Миллер вложил в нее всю свою жизнь. Без остатка.

Из края в край

привет ко мне спешил.

Нас время воспитало

очень строго.

И ту суровость

мы возьмем в дорогу,

она не раз нам помогала жить.

 

Александр Драбкин, из сборника "Колючая правда", 

"Биробиджанер штерн" - 15 (14280) 18.04.2012


О "методах" следствия, заставлявших арестованных "признаваться" в чем угодно, смотрите здесь

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ